Часть первая
Дементий. Я вас категорически приветствую! Это «Внеклассовое чтение» и с нами опять Семён Уралов, и с новой темой.
Семён Уралов. Моё почтение!
Д. С новой книгой?
СУ. Да! Мы сегодня будем разбирать книгу «Талибан». В чём важность? Эта книга будет о первом пришествии Талибана. Мы знаем, что они сейчас теперь снова при власти, но многие забыли о том, что это их, так сказать…
Д. Это у них второе пришествие.
СУ. Сейчас второе.
Д. У них уже, а мы ждём…
СУ. А мы будем разбирать первое. Первое пришествие. Почему книга важна? Книг много написано разных про Афганистан, но эта книга про политическое формирование самого Талибана. Важно, что написал её автор Ахмед Рашид. Он сам пакистанский журналист, но я думаю, что он больше чем журналист, учитывая, с кем он работал. Он больше 20 лет работал в самом Афганистане, но не только. Он работал против нас в этом смысле. То есть он был журналистом, который освещал позицию моджахедов в западной прессе.
Я купил эту книгу. Она среди специалистов признаётся как авторитетная, потому что здесь результат очень многих лет работы. Человек 20 лет работал там. И что интересно, её подзаголовок, второе название: «Талибан. Ислам, нефть и новая большая игра в Центральной Азии». То есть рассматривается Афганистан по совокупности интересов больших игроков, как там завязаны нефтяные интересы, ислам и всё, что с этим связано. То есть не узконаправленная тема про Талибан, а в более широком контексте. И конечно же там есть и про нас, что очень важно.
Но что бы я рекомендовал сразу внимательным читателям? Кто будет читать эту книгу, я бы сразу рекомендовал её прочитать встык с нашим отечественным автором Махмутом Гареевым. Это кто? Когда мы вывели войска из Афганистана (Советский Союз, имеется в виду), небольшая группа советских советников осталась при президенте Наджибулле и фактически до его последних дней оставалась. Потому что там, когда советские войска были выведены, власть не рухнула. У нас в этом смысле в Афганистане была построена намного более мощная вертикаль власти, чем у американцев. Потому что когда улетали американцы, вместе с ними улетали все, цепляясь за шасси.
А власть, которую помогал строить СССР, была крепкая, она пала в результате предательства, в результате того, что не было устойчивой армии. Но это мы разберём.
Книга Махмута Гареева небольшая, она называется «Моя последняя война». Она у меня только в электронном виде. Мы можем её тоже разобрать. Но я её рекомендую тоже посмотреть, потому что она получается внахлёст. Наших уже никого не было, войска выведены, последние наши люди ещё в виде советников [присутствовали], и в это же время зарождается Талибан. Это с 1990 по 1995 г. Это всё внахлёст шло. Я напоминаю, одновременно у нас и завелись в Чечне ваххабиты, террористы. Это всё процессы взаимопроникающие. Поэтому очень рекомендую книгу нашего автора Махмута Гареева в этом контексте.
Ну и теперь движемся к этой книге. Почему она важна? В хорошей книге политической всегда должна быть карта. Это хороший признак, потому что невозможно понимать ничего про страну, про страну далёкую, не глядя на карту. Мы карту обязательно покажем.
Но обрати внимание, Дементий, что очень раскидано. Приблизительно в центре находится Кабул, куда сходятся все дороги. Вот мы видим. И сразу запоминаем, это нам на протяжении всей книги очень пригодится, Кабул плюс-минус в центре. И есть региональные центры Афганистана:
- Есть Герат, это на западе, рядом с Ираном.
- Есть Кандагар, это на юго-западе получается.
- Есть Джелалабад. Это всё у нас фигурирует в фольклоре в песнях про Афганистан.
- И на севере, рядом с нами (сегодня рядом с Узбекистаном, но тогда с нами, с Советским Союзом) Мазари-Шариф. Это основные большие города, где в центре находится Кабул.
Д. Прямо осиное гнездо.
СУ. Нам это просто нужно будет всё время [держать в голове] для понимания. И так как ещё важно влияние соседей, нужно сказать об Исламабаде, это столица Пакистана, которая находится очень рядом с Кабулом и поэтому сильно влияет. Мы всегда, когда разбираем страны, смотрим, кто на кого влияет.
Д. Кто рядом.
СУ. Да. Значит, поехали. Цитата:
«Эта книга писалась 21 год — всё то время, пока я писал об Афганистане как журналист».
Здесь и далее цитируем по книге Ахмеда Рашида «Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии». — М.: Библион — Русская книга, 2003.
Это серьёзно, он писал 21 год! Он говорит:
«…в моих афганских приключениях мне часто сопутствовала удача. Много раз я оказывался в нужном месте в нужное время. Я видел, как танки прокладывали себе путь во дворец президента Мохаммада Дауда в 1978 года во время переворота, положившего начало распаду Афганистана».
«Через год я пил чай на кандагарском базаре, когда туда въехали первые советские танки. Когда я писал о войне Советского Союза против моджахедов, моя семья уговаривала меня написать книгу, как многие журналисты тогда делали. Но я не стал этого делать. У меня было слишком много чего сказать, и я не знал, с чего начать».
Но я могу себе представить, сколько человек всего увидел, и ещё были живы свидетели того, что происходило. Понятно, почему он молчал. Человек упрямый. Я думаю, он, конечно же, связан с разведками. Когда война, советские войска были выведены, автор Ахмед Рашид, такое очень простое имя, знаешь, как Пётр Иванов:
«… я направился в Среднюю Азию, чтобы увидеть предков афганцев и стать свидетелем распада Советского Союза, который был описан мною в книге с точки зрения новых независимых государств. Но Афганистан снова тянул меня к себе.
Мне стоило бы написать еще одну книгу в 1992 году, когда я провёл месяц под пулями в Кабуле, наблюдая падение режима Наджибуллы и захват города моджахедами. Но затем афганская эпопея привела меня в Москву, Вашингтон, Рим, Джидду, Париж, Лондон, Ашхабад, Ташкент и Душанбе».
То есть он изучал со всех сторон Афганистан, ну и, конечно, в каких передрягах автору доводилось бывать:
Афганистан, как и сами афганцы, это страна противоречий.
Гульбеддин Хекматьяр, если помнишь, ещё советские новости постоянно [его упоминали]:
Гульбеддин Хекматьяр, экстремистский лидер моджахедов, приговорил меня к смерти за симпатии к коммунистам — вместе с Джорджем Эрни из ВВС — и целый год печатал моё имя в своей партийной газете как преступника, находящегося в розыске. Позднее в Кабуле толпа чуть не растерзала меня, когда я оказался на месте взрыва ракеты, выпущенной Хекматьяром и убившей двух малышей в Микройане [искаженное «микрорайон». — прим. пер.]. Афганцы думали, что я агент Хекматьяра, посланный посмотреть на результат обстрела.
То есть, как настоящий матёрый журналист, он был на передовой, и это никому не нравилось. В том числе он, кстати, встречался с Наджибуллой. Он вспоминает. 1981 год, это вот советские войска только введены:
В 1981 году, когда Наджибулла был главой знаменитого ХАДа, коммунистической секретной службы, созданной по образу и подобию КГБ, он лично допрашивал меня после того, как я был арестован за чтение запрещенного журнала Time на Кабульском почтамте. Став президентом, он дал мне несколько интервью. Он думал, что я могу быть посредником между ним и премьер-министром Беназир Бхутто. Я сказал ему, что она не станет меня слушать. Так оно и произошло.
Мы помним её судьбу, что случилось с Бхутто.
И потом он написал ещё одно предисловие. Тут бы я хотел немного на нём остановиться. Оно показывает, насколько был во многом наивно настроен автор в своих ожиданиях, когда писал эту книгу. Следующее (второе) предисловие он написал после 2001 года, когда было нападение на Афганистан, когда против талибов войну объявили.
Он напоминает, что:
Начиная с 1989 года США и Запад не обращали внимания на идущую в Афганистане гражданскую войну. 11 сентября 2001 года мир изменился навсегда.
Но после того как было нападение на башни-близнецы, об Афганистане вспомнили и объявили войну. [Автор] напоминает, что талибы были подавлены американским господством в воздухе, и более прагматичные командиры перешли к новым господам. Достаточно быстро рухнула тогда в первый раз система талибов. Но [автор] напоминает, что 11 сентября оно не сразу заквашивалось. Я об этом забыл, но:
Предвестником акта 11 сентября было убийство лидера Северного Альянса Ахмад Шаха Масуда, наиболее вероятного вождя оппозиции.
Два марокканца с бельгийскими паспортами, проделавшие путь из Брюсселя в Кабул через Лондон и Исламабад, выдавали себя за журналистов. Бомбу они спрятали в видеокамере. Едва приступив к интервью с Масудом, они взорвали и Масуда, и себя. Раненный осколками в голову и в туловище, Масуд прожил всего несколько часов.
Они заранее это всё готовили. И в 2001 году, [автор] напоминает, что Афганистан разгромили достаточно оперативно и что Пакистан принудили к тому, чтобы он перестал поставлять топливо. Но Талибан «напрашивался» давно. [Автор] напоминает, чем «прославились» талибы. [Самое главное – это] взрывы статуй Будды накануне вторжения в США. Плохо или хорошо, но такого не было даже когда Советский Союз заводил войска.
За время этого политического кризиса страдания афганского народа возросли неимоверно. Афганистан был назван первым среди гуманитарных катастроф 2001 года. Афганцы дали миру самое большое число беженцев — 3,6 миллиона, из них 2,2 миллиона в Пакистане и 1,2 миллиона в Иране.
ООН заявила тогда, что
потребуется прокормить 5,5 миллионов обездоленных зимой 2001–2002 годов вместо 3,8 миллионов в 2000 году.
…количество обрабатываемой земли сократится в 2001 году вдвое сравнительно с предыдущим годом из-за засухи и недостатка семян, а 70 процентов поголовья скота уничтожено из-за нехватки воды и пастбищ.
[Американцы] разнесли [страну] просто к чертям собачьим. Но автор отвешивает такой реверанс:
Теперь, когда США и их западные союзники завершили свою атаку на Талибан и на Аль-Каиду установлением светской власти, остается лишь вопрос: последует ли за этим политическая и экономическая стратегия поддержки нового правительства Афганистана, способная преодолеть отчуждение и экономический кризис, служащий питательной средой для экстремизма и терроризма.
Ни хрена не смогли. И вот теперь, спустя 20 лет, мы можем сказать: только ухудшили. То есть мало того, что куча людей убежала оттуда, в результате Талибан вернулся к власти. Я не знаю, как Ахмед Рашид сейчас смотрит на это всё. В общем, зря это всё было. Более-менее, оно как-то работало.
Это было его введение. Мы поняли, что автор не простой человек, он был глубоко в теме.
Далее [ещё одно] введение «Солдаты священной войны». Он даёт очень интересную документальную зарисовку. Я её отметил себе.
Март 1997 г. Давай вспомним, что у нас было в марте 1997 г.?
Д. 1997? Что-то нехорошее было.
СУ. Ну, только Ельцина в 1996 г. провели.
Д. Магазины пустые. Не знаешь, что завтра будешь делать. Бандитизм процветает.
СУ. Ну, так, беспросветненько.
Д. Да.
СУ. А что в это время в Афганистане? Итак, март 1997 года:
Уже два с половиной года прошло с тех пор, как Кандагар стал столицей движения Талибан, свирепых воинов ислама, завоевавших две трети Афганистана и теперь сражающихся за оставшуюся часть. Некоторые талибы сражались против Советской Красной армии в 80-х годах, немногим больше было тех, кто воевал с режимом президента Наджибуллы, державшегося у власти в течение четырёх лет после ухода советских войск из Афганистана в 1989 году, но большинство никогда не сражалось с коммунистами.
То есть, талибы — это не моджахеды. Это очень важная вещь. У нас очень [часто] путают. Говорят, что вот, были моджахеды, с которыми мы воевали. И они потом как-то переросли в талибов. Нет. Талибы — это иное явление, которое возникло в тылу у моджахедов.
Д. Это молодые и дерзкие?
СУ. Да. Это молодые и дерзкие. И вот что с ними произошло. Они внезапно появились на сцене в конце 1994 года:
…талибы принесли относительный мир и спокойствие в Кандагар и близлежащие провинции. Талибы разгромили враждующие племена, перевешали их вождей, отобрали оружие у всех, кто его прежде имел, и открыли дороги для прибыльной контрабандной торговли между Пакистаном, Ираном и Средней Азией, ставшей основой местной экономики.
Д. Слушай, прям на ОПГ похоже какой-то.
СУ. Вот. [Автор] описывает, как он попал первый раз к талибам. Они наводили очень жёсткие порядки. И вот они приехали. Первое общение с Талибаном. Как раз 1997 г. Он приехал с американской журналисткой Гретхен Питерс. И талибы нервно поглядывали:
Высокая, выразительная блондинка с широким лицом и четкими чертами, она была одета в шальвар камиз на один размер меньше, чем нужно. (Шальвар камиз — местная одежда, состоящая из мешковатых хлопковых штанов, длинной рубахи ниже колен и длинного шарфа, покрывающего голову.) Но этот наряд совершенно не скрывал ни ее роста, ни ее вызывающего американского вида, явно угрожающего всему, что так дорого талибам. Согласно их учению, женщин не должно быть ни видно, ни слышно, так как они сводят мужчин с пути, предписанного исламом, и ввергают их в ужасные искушения.
Д. Это точно. Дьявольское создание.
СУ. Дьявольское создание.
Тогда его первая встреча состоялась в самом зарождении талибов. Еще никто о них не слышал. Он описывает, как его допустили на казнь. Всех собрали на футбольном поле. И вот история:
Пожилой белобородый человек в одной из машин встал во весь рост и начал речь. Кази Халилулла Ферузи, судья созданного талибами Верховного суда Кандагара, говорил больше часа, рассказывая народу о достоинствах Талибана, преимуществах исламского наказания и истории разбирательства данного дела.
Абдулла Афган, молодой человек двадцати с небольшим лет, якобы несколько раз украл лекарства у Абдула Вали, фермера, жившего в одной с ним деревне, неподалеку от Кандагара. Когда Вали стал сопротивляться, Абдулла застрелил его. После нескольких недель поисков родственники Вали отыскали Абдуллу, арестовали и отдали на суд талибов.
То есть не самоуправство совершили. Отдали на суд. И вот он описывает суд:
Более двадцати мужчин — родственников убитого присутствовали на поле, и кази обратился к ним. Поднимая руки к небу, он призывал их пощадить Абдуллу в обмен на «цену крови».
Что это такое? Порядок такой: если согласятся, то выплатят и деньги. И выплатят деньги родственники убийцы, а ещё из специального фонда Байтул Мал (исламский фонд). Но при этом могут принять решение родственники, согласны они на это или нет. И вот обращается судья талибов к каждому из родственников. Родственники качают, что нет, не согласны:
Стражник передал автомат одному из родственников убитого. Тот быстрыми шагами приблизился к Абдулле, вскинул автомат и с расстояния в несколько футов трижды выстрелил ему в спину. После того как Абдулла упал на спину, палач подошел к его извивающемуся телу и выстрелил в упор еще три раза — в затылок.
Вот такое наведение жёстких порядков, но очень специфической справедливости.
То есть они только в 1994 году появились. А вот летом 1998 года (цитата):
…более 90% территории страны породили ещё больше региональный конфликт. Иран начал угрожать вторжением в Афганистан и обвинял Пакистан в поддержке Талибана. Сердцем этого регионального противостояния является борьба за огромные нефтяные и газовые кладовые в лишенной доступа к морю Средней Азии.
Д. Как говорят, если не понимаешь, в чём дело, думай о деньгах.
СУ. Конечно. Главное, просто найти, где, так сказать, [корень] зарыт.
Д. И велики хранилища эти?
СУ. Сейчас расскажу.
Суть хранилищ, это Туркменистан, Средняя Азия. Афганистан — это транзитная территория. И на тот момент, а на самом деле и сейчас, эти проекты поднимаются. С чем это связано? Смотри, Индия и Ближний Восток — это миллиардные возможности.
Д. Рынки сбыта.
СУ. Там энергия всегда будет пользоваться спросом. И огромная кладовая в виде Туркмении. Это фактически как Арабские Эмираты. Ну, и возможность доступа в Индийский океан. Это вообще меняет карту мира.
Что пишет автор (цитата):
С конца 1995 года Вашингтон усиленно поддерживал американскую компанию Unocal в ее намерении построить газопровод из Туркмении в Пакистан через Афганистан, находящийся под контролем талибов. Но в Большую игру вступил новый, неожиданный игрок. Это случилось в тот самый день, когда я приехал в особняк муллы Мохаммада Хасана, губернатора Кандагара, чтобы взять у него интервью. Идя по дороге следом за вооруженными стражниками-талибам и, я вдруг окаменел. Из приемной губернатора вышел седовласый красавец-бизнесмен, одетый в безупречный голубой пиджак с золотыми пуговицами, желтый шелковый галстук, и в дорогих итальянских туфлях. Его сопровождали два других бизнесмена, безупречно одетые, с толстыми портфелями в руках. Они выглядели так, как будто заключили сделку на Уолл-Стрит, а не вели переговоры с бандой исламистов в пыльных закоулках Кандагара.
Это был Карлос Бульгерони, президент корпорации Bridas , аргентинской нефтяной компании, которая с 1994 года вела тайные переговоры с Талибаном и Северным Альянсом о постройке того же самого трубопровода через Афганистан. Bridas жестоко соперничала с американской компанией Unocal, а в иске, поданном в калифорнийский суд, даже обвиняла Unocal в том, что она украла у них идею.
Понимаешь? Талибан изначально играл в одну очень серьёзную игру, считая себя (это мы воспроизводим) суверенным. Но судя по всему, заигрался. Автор напоминает, что это традиция афганская — сейчас будет немножко истории — находиться в центре конфликтов таких сильных игроков и пытаться на них играть. Цитата:
Быть в центре подобного конфликта — совсем не в новинку для Афганистана. Талибан — просто последний в долгой цепи завоевателей, вождей, проповедников, святых и философов, которые промчались по афганскому коридору, разрушая прежние цивилизации и религии и утверждая новые. Древние цари полагали, что Афганистан находится в центре мира, и эта точка зрения дожила до сих пор.
Мы шутим про глобус Украины. А там тоже есть глобус Афганистана.
Знаменитый индийский поэт Мохаммад Икбал назвал Афганистан «сердцем Азии», а лорд Керзон, вице-король Индии в начале двадцатого века, определил Афганистан как «капитанский мостик Азии».
Дальше вот тоже интересная история:
…мудрый афганский моджахед рассказал мне историю о том, как Бог создал Афганистан. «Когда Аллах создал весь остальной мир, у Него осталась большая куча ни на что не годного мусора, разных кусков и обрезков. Он собрал все их вместе и сбросил на землю. Так получился Афганистан.
Ну, это связано, конечно же, с географией. Вот смотри:
Современный Афганистан занимает 245 000 квадратных миль, горный хребет Гиндукуш разрезает её на северную и южную части.
То есть горный хребет делит территорию. Мы запомнили, когда разбирали Украину, разбирали Киргизию, что почти у каждой страны есть своё противоречие. Это бывает либо восток-запад, как на Украине, либо север-юг, как мы Казахстан разбирали. Это обычная история, она связана с географией.
И вот теперь запоминаем, Гиндукуш. Это как наш хребет Кавказ, надо его запомнить, он нам будет нужен на протяжении всей книги, он делит на север и юг.
И вот:
… к югу от Гиндукуша большинство составляют пуштуны и некоторые народности, говорящие на иранских языках, а к северу от него живут персидские и тюркские народы. Сам Гиндукуш населен говорящими по-персидски хазарейцами и таджиками.
То есть, как всегда, мы будем по языку различать. Это самое важное. В южных предгорьях Гиндукуша (как у нас Свердловск, он вроде на Урале, но всё-таки находится в предгорьях) лежит Кабул. То есть столица находится на юге, на землях пуштунов, о которых мы говорили.
А в соседних с ним долинах находятся самые плодородные земли. То есть понятно, почему столица именно здесь выросла. В этом смысле карта Афганистана отчасти похожа на карту Крыма. Там так же образовалась столица, Симферополь, это тоже предгорье Крымских гор. Там сходятся все дороги. Его называли Неаполь Скифский, Новгород, Новый город. Он всегда таким был. Но в этом смысле Кабул тоже, естественно, образовался там, где плодородные земли и сходятся все дороги.
Вот Западный и Южный Афганистан. Смотрим на карту нашу. Западный и Южный. Это где горы, город Герат, вот он, западный, который граничит с Ираном. У него другая география. Западный и Южный Афганистан являются восточной оконечностью Иранского нагорья. А Иранское нагорье, как и Армянское нагорье наше. Это всё одно нагорье: плоская голая и сухая земля с немногими городами и малонаселенная.
Ты бывал в Армении?
Д. Нет, в Армении не был.
СУ. Там горы, они не очень высокие (Кавказские), они выжженные, потому что очень жарко. В этом смысле в Турции тоже такое.
Д. В Чечне я видел такие горы.
СУ. А это еще южнее, там солнца ещё больше.
Д. В Грузии я видел горы, там они красивые — как джунгли.
СУ. Потому что там много воды, много всего.
Д. А в Чечне прямо, знаешь, такой лунный [пейзаж].
СУ. Там воды мало, там уже начинаются оазисы, поэтому горы выжженные.
Д. В общем, кроме щебенки, нечего взять.
СУ. Да, но вот тоже, давайте запомним его слова:
Большую часть этого края афганцы называют «регистан», или пустыня. Исключение составляет оазис Герат, который еще 3000 лет назад был центром цивилизации.
Это тоже нужно запомнить.
Вот смотри, несмотря на то, что Кабул является столицей, на самом западе, на границе прямо с Ираном, если мы посмотрим, сколько тут до Ирана, 40 километров, от силы до сотни километров. И сколько до Кабула? И это оазис, которому 3000 лет. Ну, понятно, как они будут относиться.
Д. Ну, место хорошее, значит, раз существует 3000 лет.
СУ. Ну, конечно, насиженное, да.
То есть это мы юг разобрали, с этой стороны. А что на севере от Гиндукуша?
Севернее Гиндукуша начинаются степи и пустыни Средней Азии, тянущиеся на тысячи километров к северу до самой Сибири.
Это то, что мы про Казахстан с Дмитрием Юрьевичем разбирали, это регион Великая степь. Вот он начинается на севере Афганистана и заканчивается в районе Новосибирска. Он огражден Памиром, Тянь-Шанем. Там граница с Китаем. Проходит по горам Памир, Тянь-Шань. Там живут таджики, киргизы, эти народы Советского Союза. Сейчас у них свои республики. Дальше начинаются уйгуры, китайцы. Там ограничено горами.
А в степной части, которая начинается на севере Афганистана, там всё до Свердловска — это всё просто степь, которую и пересекали кочевники очень легко.
Степь, если к ней относиться как к стихии, ты начинаешь понимать, что степь – это море. Есть народы, которые умеют пересекать море, у них корабли есть. А есть, которые гибнут в море. Если человека кинешь в степь, он там через три дня умрёт, как и в тайге, например. Степь – это особое явление. В ней выживать надо уметь.
Дальше:
На востоке Афганистана лежат горные цепи поменьше, в том числе Сулеймановы горы, протянувшиеся вдоль границы с Пакистаном. По обе стороны их живут племена пуштунов. Здешние перевалы, в том числе знаменитый Хайберский проход, многие века открывают завоевателям путь к плодородным долинам Индии.
То есть ты когда через этот проход проходишь, перед тобой открывается вся Индия.
А как с хозяйством?
Только 10-12% земли в Афганистане прогодны для сельского хозяйства.
Поэтому прокормить себя очень сложно.
Дороги и караванные тропы были сердцем Афганистана с незапамятных времён.
Напоминаю, что в Афганистане образовалось уникальное Греко-Бактрийское царство. Это единственный пример исторического синтеза европейской и азиатской культуры. Это македонцы, которые дошли до Афганистана. Они оставили там свою власть и перемешались с местными. И так возникло уникальное Греко-Бактрийское царство. Оно маленькое, тем не менее.
Д. Голубоглазые?
СУ. В Таджикистане есть Горно-Бадахшанский автономный район. И там живут люди, часть которых считают себя потомками фалангитов Александра Македонского.
Д. Это не они себя считают настоящими арийцами? Дмитрий Юрьевич нечто подобное видел, там они все красавцы.
СУ. Там есть те, кто считает себя наследниками греко-бактрийцев. Вот такая история.
Но потом прошли арабы. То есть это напоминание, кто ещё ходил перекрёстками через Афганистан, кроме всего прочего. Александр Македонский ходил.
К 654 году н. э. войско арабов прошло через Афганистан и достигло реки Оке, или Амударьи, на границе со Средней Азией.
Ещё этот край между Амударьей и Сырдарьей называют Трансоксиана. Это западный регион, междуречье по-нашему. Как мы говорим, Тигр и Евфрат, Междуречье. И вот, считай, арабы дошли фактически до нынешнего Узбекистана. И именно они принесли ислам.
Был Афганистан частью империи саманидов. И после этого Афганистан пережил возрождение персидской литературы. То есть было ещё и сильное культурное влияние персов. От арабов получили ислам, а культурное влияние — персидское.
В 1219 году Чингисхан во главе монгольских орд пронесся по Афганистану, разрушив города Балх и Герат и оставив за собой горы трупов. Но и монголы внесли свой вклад, создав современных хазарейцев — результат браков между монголами и местными племенами.
То есть там хорошо Чингизиды прошлись. Но и это не всё. Это не всё.
Тимур, как мы его помним, или Тамерлан. Он правил в Самарканде, это нынешний Узбекистан. Он доходил до Дагестана нынешнего. Он на Русь собирался идти в поход. Он умер в седле. Великий хромец. Это был очень жестокий [правитель]. Но его имя в века вошло:
…Тимур или Тамерлан, как его называют на Западе, потомок Чингисхана
но есть вопросы, потомок ли он, больше мифа,
создал новую обширную империю от России до Персии, которой он правил из своей столицы в Самарканде, на территории нынешнего Афганистана. Тимур захватил Герат в 1381 году, а его сын Шахрух переместил столицу империи Тимуридов в Герат в 1405 году.
Тимуриды, будучи тюрками, обогатили персидскую цивилизацию тюркской кочевой культурой, превратив Герат в один из наиболее культурных и утонченных городов мира. Такое смешение среднеазиатской и персидской культур имело огромное значение для Афганистана. Столетием позже император Бабур, потомок Тимура, посетил Герат и написал, что «во всем обитаемом мире нет города, подобного Герату».
Ну вот действительно, мы сейчас смотрим новости про Газу, ещё что-то и забываем, что это города, подобным которых не было несколько тысяч лет назад. Там были свои уникальные системы канализации, сады — очень всё было интересно организовано.
Ну и что было дальше? А дальше:
В течение последующих 300 лет восточные афганские племена периодически вторгались в Индиго и основывали обширные индо-афганские империи. Афганская династия Лоди правила в Дели с 1451 по 1526 годы.
Представь, они налёты совершали и индусов захватывали!
В 1500 году потомок Тимура Бабур был изгнан из своей родины в Ферганской долине», — то есть его из Узбекистана нынешнего выгнали, — «Тогда он сначала завоевал Кабул в 1504 году, а затем и Дели. Он основал династию Великих Моголов, правившую Индией до прихода англичан.
Вот мы себе представили, насколько всё перемешано.
Д. Взад-вперёд все бегали там.
СУ. Все бегали взад-вперёд, и потом на фоне этоговыросли и начали уже сами совершать набеги на более богатых, но более спокойных индийских соседей. Они реально там буддисты: меня убьют, я перерожусь, ничего страшного, если что.
Кто они такие, на каком языке они говорили? Давайте сразу с языком разберёмся:
В западном Афганистане преобладали говорящие на персидском, или дари, — таково название афганского диалекта фарси. На дари говорят и хазарейцы в центральном Афганистане, которые, переняв у персов шиизм, стали самой большой группой шиитов на территории, населенной по преимуществу суннитами. На западе таджики, хранители древней персидской культуры, также говорят на дари. В северном Афганистане узбеки, туркмены, киргизы и другие народы говорят на тюркских языках Средней Азии. А пуштунские племена юга и востока говорят на своем собственном языке пушту, смеси индийских и иранских языков.
Поэтому такое различие возникает. Пушту на дари вообще не похож.
Именно южные пуштуны создали современное государство Афганистан в момент, когда персидские Сефевиды, индийские Великие Моголы и узбекские Джаниды», — наследники Джанибека, — «переживали в восемнадцатом веке период упадка.
В общем, это казахские кочевники. Когда там везде были проблемы, местные племена захватили власть и взяли отовсюду земель. Это же были окраины трёх империй, вот, от всех трёх и [откусили]. И из трёх окраин империи себе потом [сформировали государство Афганистан].
Запоминаем дальше:
Пуштуны делятся на два больших союза племен, гильзаи и абдали (позднее называвшиеся дуррани), которые часто соперничали друг с другом.
Они и сейчас так называются, давайте запоминать, гильзаи и дуррани. А кем себя считают пуштуны? Они:
… ведут своё происхождение от Кайса, сподвижника Пророка Мухаммада. Поэтому они считают себя семитами, хотя антропологи относят их к индоевропейцам, за долгое время растворившим в себе множество других этнических групп.
Это немножко напоминает украинских националистов.
Д. Слушай, замешано как-то глубоко.
СУ. Видишь? И вот эти различия:
Дуррани утверждают, что происходят от старшего сына Кайса, Сарбанара, а гильзаи возводят себя к его второму сыну. Третий сын Кайса считается предком различных других пуштунских племён, таких, как какары в Кандагаре или сафи вокруг Пешавара.
Запоминаем, почему такая сильная у пуштунов основа религиозная? Потому что они происхождение своего народа ведут от сподвижников пророка. Это очень важно. Это лежит в основе.
В 1747 году легализуется Лойя Джирга. Запоминаем. Лойя Джирга — это союз вождей племён. Ну, знаешь, как дума боярская. Но это очень важная штука, потому что именно союз племён. Вот цитата:
Лойя Джирга становится традиционным правовым инструментом для узаконения новых правителей, что позволяет избегать наследственной монархии.
То есть правит ими монарх. Но как, например, в польской военной модели, здесь тоже аристократия должна утвердить этого нового афганского короля. И так начинается у них своё королевство афганское. После того как они отбились уже от всех, Лойя Джирга (то есть союз вождей, военная аристократия) утверждает монарха. У них начинается монархия:
Ахмад Шах Дуррани считается отцом афганской нации.
Он:
погребён в богато украшенном мавзолее в своей столице Кандагаре, куда афганцы до сих пор приходят молиться. Многие афганцы считают его почти святым.
…клан дуррани останется у власти до 1973 года, когда король Захир-Шах будет смещён своим двоюродным братом Мохаммадом Дауд Ханом и Афганистан станет республикой.
Всё, мы дошли до нашей современной истории. То есть все вокруг них бегали, они сформировались, им удалось отбиться от внешних врагов. И самый сильный союз племён, но только маленький союз племён, захватил власть во всём королевстве. Создал королевство. И продержались они до конца 1973 года.
У нас на тот момент уже Гагарин 12 лет как полетел в космос.
И дальше начинается самое интересное. Как там участвовали англичане? Англичане же Индию контролировали практически. А в Афганистан они заходили время от времени. Если мы вспомним Конан Дойля, доктора Ватсона. Он же приехал оттуда.
Д. Был ранен под Кандагаром. «Судя по загару, вы были где-то там».
СУ. Да. И он часто потом об этом вспоминает.
Д. Ковёр он там какой-то привёз.
СУ. И там упоминается, то в Индии он был, то в Афганистане.
Д. Сопровождал ценные грузы. Обеспечивал трафик. Был смотрящим в дороге.
СУ. Мы не знаем, чем он занимался конкретно. Но англичане заходили в этот регион.
Мы на него смотрим сверху. Для нас это перекрёсток, на который мы всегда сверху двигались. Мы постепенно расширялись и дошли до них. А англичане и американцы на него смотрят по-другому. Они десантировались и пиратски сначала захватили Индию. И до этого перекрёстка дошли с юга, но не просто с юга, а после десанта. Они не пришли по земле. Они по-другому с ними работали. Была даже англо-афганская война.
После второй англо-афганской войны англичане поддерживали претензии эмира Абдур Рахмана на престол. «Железный эмир» (1880–1901), как его прозвали, использовал помощь англичан для централизации и укрепления афганского государства.
Абдур Рахман подавил более 40 мятежей не-пуштунских народов за время своего правления.
То есть англичане помогали. Его даже называли Железный Эмир, как Тимура в своё время.
Англичане помогали устанавливать очень жёсткие порядки ещё в конце 19 века. Но в 50-х годах начал помогать Советский Союз. Мы начали сотрудничать с Афганистаном. И в тот момент, когда случился переворот в 1978 г. (с чего всё началось, был свергнут режим Дауда), коммунисты пришли к власти.
Дальше началась наша история, но мы в неё не будем погружаться. Автор утверждает, что изначально, даже когда пришли к власти с помощью наших, они:
были расколоты на две фракции — Хальк (народ) и Парчам (знамя). <…> В то время как муллы и ханы объявляли коммунистам джихад, сами коммунисты погрязли во внутренних разборках. Первый коммунистический президент Нур Мохаммад Тараки, халькист, был убит, а его преемник Хафизулла Амин — застрелен в декабре 1978 года во время вторжения советских войск, которые привели к власти лидера Парчам Бабрака Кармаля.
А дальше началась история, которую мы уже знаем, которая была в жизни нашей страны.
Это была вводная часть. В ней мы мало касались Талибана.
Д. Но без неё дальше будет ничего не понять, потому что там так намешано всё.
СУ. И самое главное, на чём в финале хочу завершить. На что автор указывает, что методы Талибана, которые нам казались дикими, проистекают из этой невероятной истории, которая там проходила.
Я не знаю, есть ли где-то ещё такие уголки истории. Мы что-то знаем про Афганистан, как-то что-то. А теперь совершенно по-иному можно посмотреть, глазами этого автора.
Дальше мы пропустим историю советскую, когда был ввод наших войск.
Д. Она более-менее освещалась.
СУ. Она нам понятна. И дальше пойдёт часть первая. Зарождение и история движения «Талибан». Она начнётся с 1994 г., именно тогда возник Талибан. И мы дойдём до того, как их сначала американцы изгнали, а сейчас они вернулись.
Так что следующий урок будет об этом.
Д. А сейчас звонок и мы бежим в туалет перекурить.
СУ. Так точно.
Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Группа в ВКонтакте. КВойны. Семён Уралов и команда
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка
Was this helpful?
3 / 0