В 1992–1994 годах многократно наблюдалась ситуация двоевластия или многовластия. После принятия Конституции 1996 года полномочия президента были понятны, а Рада не обладала возможностью прямо влиять на правительство. Поэтому значение имела правящая коалиция — временный союз из более чем 50% депутатов Рады. Это как минимум 230–250 человек с учетом болезней и неявок. Управлять такими коллективами при отсутствии партийных институтов можно было только по принципу организованной преступной группировки.
В парламентской модели есть небольшая хитрость: граждане принимают участие в гонке и голосуют за партии, а во власти действуют вполне конкретные партийные фракции, вступающие в тактические союзы с оппонентами, которые могут делегировать своих представителей во власть или заниматься лоббизмом в обмен на лояльное голосование. Поэтому во внутренней политике все как в экономике — президент № 2 взял курс на приватизацию политических сил молодыми коммерсантами. Так взошла звезда всесильного олигарха Игоря Бакая — создателя президентского бизнеса, компании «Нафтогаз», которая с тех пор является монопольным продавцом природного газа на территории республики.
Процессы в Раде повторили процессы в экономике и хозяйстве: полученные небольшие кусочки госсобственности за считаные годы выросли в корпорации. Парламент представлял собой место согласования корпоративных и личных интересов людей, почувствовавших себя «политическими хозяевами». Рада стала своеобразной «золотой акцией» во властной системе. Один голос ничего не значит, но фракция есть субъект влияния на власть. Так зарождалась современная украинская политическая культура, где невероятно расширены нормы типа предательства и дисциплины. Неприкосновенный статус народного депутата как бы ставил этих 450 человек в государстве немного над законом.
Если бы президент № 2 занимался государственным строительством, а не только приватизацией, то рано или поздно у него получилась бы партия власти, как она возникла в России, Казахстане и существовала при сильных президентах в Молдавии и Киргизии. Кучма же, подобно Чубайсу в России, по своим идеологическим маркерам не мог получить большинство на парламентских выборах, а главной угрозой для такой политической системы являются организованные политические организмы — маловлиятельные, но массовые левые партии и «Рух».
Курс на дробление политической системы с последующим коммерческим контролем был осмысленным решением президента № 2. Помня, что собственная власть куплена, он решил превратить и остальную власть в предмет торга. В этой модели президент, как лидер самой влиятельной группы олигархов, всегда будет обладать контрольным пакетом.
Модель понятная, рабочая, но устойчивая только в условиях политического вакуума. А что, если на рынок, где торгуют политической властью, придет внешний покупатель, у которого раз в десять больше денег, чем у внутренних покупателей? Или политическую власть покупают не с целью извлечения прибыли, а для разрушения государства?
Кучма допустил ту же ошибку, что и Чубайс. В России власть дает собственность, но она не должна обременять власть, иначе рано или поздно придет внешний собственник. Чем более приватизирована политическая система, тем проще ее захватить коммерческими методами.
Выборы 1998 года в Раду № 3 важны не только тем, что их формально с треском проиграл президент № 2 и это определило его последующую политику, но и тем, что в 1998 году на сцену вышло новое поколение политиков, которому было суждено довести государство до краха. По спискам «Громады» Лазаренко в Раду № 3 попали молодые коммерсанты из Днепропетровска — Юлия Тимошенко и Александр Турчинов. СДПУ(о) принесла мандаты Виктору Медведчуку и Петру Порошенко.
При этом сложилась странная ситуация. Налицо победа левых партий, которые должны сформировать правящую коалицию в Раде № 3. Вторая же половина Рады № 3 — люди, в основном представлявшие новых «хозяев экономики».
Выборы 1998 года — начало всеобщей коммерциализации украинской политики. «Громада» Лазаренко и СДПУ(о) Суркиса — Медведчука положили начало конкуренции политических проектов с политическими партиями. Как оказалось, с помощью политических и медиатехнологий можно всего за один год получить фракцию в парламенте. Показательны результаты двух этих партий. Преодоление 4% голосов обеспечило доминирование в одном регионе: «Громада» получила 35% голосов в Днепропетровской области, СДПУ(о) — 30% в Закарпатье. В итоге партии власти, несмотря на проигранные выборы, могли сформировать достаточно крупные фракции за счет одномандатников. Коммунистам и социалистам не удалось взять под контроль парламент, и власть расколола левый лагерь. Дело в том, что социалисты шли на выборы в Раду № 3 в блоке с селянской партией, возглавляемой Александром Ткаченко. Личные амбиции взяли верх, поэтому из-за раскола среди левых удалось сформировать крайне аморфное, но все-таки большинство.
В 1998 году взошла политическая звезда Медведчука, только попавшего в парламент. В результате расторговки пост спикера достался Ткаченко, а кресло первого вице-спикера занял сам Медведчук, партия которого получила всего 4% голосов. То есть власть в Раде № 3 получили люди, чьи партии по совокупности не имели и 10% поддержки. Ткаченко вел своих селян в блоке с более сильными социалистами Мороза, и из 8% голосов его часть была меньшей.
От выбора власти в Раде № 3 зависела судьба президента № 2. Противостояние с Лазаренко находилось в полном разгаре — «Громада» стала парламентской фракцией и пыталась принять участие в борьбе за власть. В Раде № 3 сложилась патовая ситуация: левые формально составляли большинство, но оказались не готовы к открытому союзу с олигархом Лазаренко. «Громада» начала массово покупать депутатов-одномандатников, и это стало угрозой для президента № 2. В 1998 году все силы президентской власти были брошены на уничтожение вчерашнего ближайшего днепропетровского союзника и партнера, в чьей бизнес-среде вырос родной зять президента № 2.
Итак, у Лазаренко — серьезные проблемы, его лишили депутатской неприкосновенности и начали уголовное преследование. Всемогущий олигарх был вынужден бежать с Украины. Политические и экономические монополии, созданные им, оказались бесхозными. Поэтому сразу после бегства патрона два молодых депутата, Тимошенко и Турчинов, основали собственную фракцию «Батькивщина» («Отечество»), выйдя из «Громады», от которой попали в парламент.
В противостоянии с Лазаренко на поверхность выходит очень влиятельный политик, находившийся в тени до 1998 года. Александр Волков по прозвищу «директор-распорядитель Рады» набирал влияние на посту помощника президента № 2 по международным инвестициям и взаимодействию с бизнесом.
После того как в 1995 году стартовала массовая приватизация с ваучерами, начали появляться крупные собственники. Государство стало передавать в управление свои пакеты акций в стратегических предприятиях, что создавало частные монополии без всякой приватизации. Так в системе власти появился коммерсант Игорь Бакай, предложивший изящный прием по перехвату бизнес-схемы, выстроенной Лазаренко с ЕЭСУ по монопольной продаже газа предприятиям. В итоге родилась монополия «Нафтогаз», и бизнес по транзиту российского газа в Европу, а также его стоимость стали тайной взаимоотношений Москвы и Киева. Несмотря на отсутствие пропрезидентского большинства в Раде № 3, в реальности у президента № 2 было на кого опираться в парламенте. Всесильные олигархи тех лет — Суркис, Волков и Медведчук; опытные аппаратчики — Пустовойтенко, Кушнарев, Матвиенко, Табачник. Если рассматривать этот состав Рады как биржу, то президент № 2 выиграл.
Кроме того, Рада № 3 оформляется как сословное собрание, где члены фракции коммунистов и «Руха» смотрятся как явные недоразумения. «Хозяева экономики» приходят в Раду № 3, чтобы продемонстрировать свой статус и решить пару вопросов. Депутатская неприкосновенность особенно привлекает коммерсантов с уголовным прошлым. Украинский парламент 1998 года обретает черты лоббистского офиса, подиума и сельского клуба, сохраняющиеся до сих пор.
Отсутствие партии власти, необходимость постоянно заключать временные альянсы и подкупать депутатов стали основой политической культуры и государственной политики. В результате деградировало и законотворчество, и сами законотворцы.
Предательство стало формой политического выживания в украинском парламенте. За все годы не существовало ни одной фракции, которой бы удалось удерживать дисциплину. Дело в том, что каждые выборы менялось название того, что потом назовут партией власти. Власть в Раде любого созыва начиная с 1998 года моментально конвертировалась в деньги или активы, а потом в еще большие деньги. Были депутаты, неплохо зарабатывавшие абсолютно законно. Ведь на парламентский запрос орган власти не может не отреагировать — многие депутаты Рады ставили на поток производство запросов, которые их помощники составляли сотнями в месяц. Особенно эта услуга была востребована среди уголовных адвокатов, с помощью таких запросов, влиявших на администрацию СИЗО, тюрьмы или на следствие в интересах подзащитных.
Рада № 3 также стала центром политической и деловой коммуникации новых элит. Представители всех основных кланов либо сами обзаводились мандатами, либо отправляли в парламент своих представителей. В 1998 году там появился даже всемогущий зять Кучмы Виктор Пинчук, избранный от округа в Днепропетровской области.
Петр Порошенко, который пришел в Раду № 3 от партии Медведчука — Суркиса, был не просто молодым коммерсантом, а представителем влиятельного советского клана расхитителей социалистической собственности. Его отец, Алексей Порошенко, будучи директором совхоза в Одесской области УССР, сильно проворовался, из-за чего был вынужден переехать к соседям, в Молдавскую ССР, в город Бендеры, что сегодня находится в непризнанном Приднестровье.
Уралов Семён «ПостУкраина. Страна без государства»
Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Группа в ВКонтакте. КВойны. Семён Уралов и команда
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка
Was this helpful?
2 / 0