Словарь когнитивных войн | Выборы в Верховную Раду-2012: инструкция по применению. Часть 2 — законы украинской шоу-политики

Семен Уралов

6 августа 2012

Выборы в Верховную Раду-2012: инструкция по применению. Часть 1 — Типаж украинского избирателя

О бессмысленности и бесцельности постсоветской шоу-политики написано много и многими. Но среди постсоветских осколков украинская политика все-таки выделяется своей особой эстрадностью. У нас это принято называть признаком высокой демократии, но по сути это ничем не отличается от стакана сока, вылитого Жириновским на Немцова в незабвенных дебатах. Просто этот процесс обливания соком затянулся на 20 лет и приобретает все более шутовские формы.

Итак, все основные украинские партии, претендующие на прохождение в парламент, опубликовали предвыборные списки. Как всегда, порадовало обилие бесполезных и бессмысленных с точки зрения работы в парламенте людей, которых мы увидим вскоре в Раде. От партии власти украинцам предлагают певицу Таисию Повалий. Кличко, кроме себя любимого, порадовал писательницей Марией Матиос, у Натальи Королевской нашлось место для футболиста Андрея Шевченко и даже «Свобода» не преминула включить в первую пятерку актера Богдана Бенюка. Одним словом, украинская шоу-политика уже дошла до того уровня, когда сами политики понимают, что по большому счету они комедианты и, следовательно, лучше разбавить свои скучные лица профессионалами сцены. В этом смысле украинская политика очень честна и открыта: «Вам хочется шоу? Их есть у меня!»

И наконец, украинская шоу-политика может служить отличным ориентиром для наших российских, белорусских и казахских братьев — чтобы наглядно увидеть, во что вырождается государство после 20-летнего кризиса. Но педалировать политтехнологии и образы шоу-политики нельзя до бесконечности. Избиратель на украинскую бессмысленность реагирует острым нежеланием участвовать в предлагаемом. Если в России и Белоруссии идет снижение явки в связи с прогнозируемостью результатов выборов, то на Украине явка падает в связи с бессмысленностью участвовать в тупиковой затее. В результате этого украинские избирательные кампании в парламент предсказуемы до мелочей и по большому счету заключаются в разворачивании двух трендов:

1) Кто на этих выборах сможет замаскироваться под пророссийского, кто под проевропейского, а кто под национал-демократа.

2) Кому посчастливится занять нишу «новые лица», потому что уставший от бессмысленности украинский избиратель каждый раз ловится на этот нехитрый фокус.

Стандартный список украинской политической партии представляет из себя три категории будущих депутатов. «Первые лица» — это обычно действующие и отставные министры, премьеры, которые затем возвращаются в исполнительную власть. Таких персонажей в списке обычно от 5 до 15 человек в зависимости от масштаба партии. Малые партии не могут похвастаться «первыми лицами». Затем следует список «шоуменов» от политики: это популярные ведущие, раскрученные и узнаваемые парламентарии, актеры и их дети, спортсмены с их тренерами. Количество таких людей колеблется в зависимости от бюджета кампании. У партий побогаче шоуменов побольше, кто победнее — довольствуется малоизвестными писательницами. Третий тип будущего парламентария — это «спонсоры» партийных проектов и их представители. Эта категория людей четко обозначает свое место среди парламентариев. Эти люди непубличны, очень редко выступают, не дают комментариев. Да и вообще, их практически не существует в публичной политике. В целом в парламенте таких людей всегда около половины. И именно они составляют твердый костяк любого парламентского большинства — устоявшегося, либо ситуативного. Ну и последний тип кандидата, стремящегося прорваться в Раду по партийным спискам — это «миноритарный акционер». Обычно это крепкий региональный бизнесмен, либо «красный директор», либо профессиональный депутат — в общем человек обеспеченный, и в состоянии внести свой персональный взнос в избирательный бюджет. На этих выборах цена мандата в списке разными экспертами оценивалась от 1 млн до 5 млн долларов. Такое серьезное колебание объясняется тем, что можно инвестировать в 100% проходное место, а можно вложиться в покупку места в «зоне риска».

Одним словом, украинская шоу-политика устроена достаточно просто и шаблонно. Достаточно понимать, кто какую роль играет на сцене и кого имитирует: «новое лицо» или «вечного дружителя с Россией» и к какому типу принадлежит. Вот такой нехитрый инструментарий для анализа украинских предвыборных проектов. Он предельно прост, потому что любая шоу-политика рано или поздно начинает жить по законам кабаре. И если бы это понимали театральные и кинокритики, то они могли бы делать успешные карьеры политических комментаторов.

В следующей части речь пойдет о мажоритарщиках — депутатах, избирающихся по одномандатным округам, в каждом из которых проживает от 150 до 200 тысяч избирателей.

И напоследок: для любителей этнического погружения в шоу-политику: посмотрите на попытку лидера партии, претендующей на прохождении в парламент, рассказать о своей партии и однопартийцах.

Материал перепечатан в ознакомительных целях с uralov.odnako.org

Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка

Was this helpful?

1 / 0