Восстановление государства: о паразитической сущности парламентаризма

Семен Уралов

7 февраля 2013

Депутаты парламента незалежной Киргизии решили кастрировать педофилов. Причём дебаты в парламентском комитете были вокруг методов кастрации, в конце концов все сошлись на химической.

Очевидно, педофилия для киргизского общества, которое чуть не замёрзло в этом году без газа, – это наиболее острая проблема. Не менее острая, чем проблема двойного гражданства: киргизские парламентарии настолько озабочены тем, чтобы государственный пост не занимали лица с двойным гражданством,  что Жогорку Кенеш (киргизский парламент) отказал им в таком праве. При этом понятно, что в первую очередь речь идёт о киргизах с российским гражданством. Только по официальным данным более 40 тысяч человек отказались от киргизского гражданства, а более 400 тысяч — получили второе.

Получается, если отбросить в сторону все демократические процедуры, то в конкретном киргизском случае мы имеем дело с попыткой правящих элит сохранить свой статус-кво, несмотря на катастрофу.

Наиболее активная часть населения не просто покинула незалежную Киргизию. Даже если бы и захотела вернуться, то пригодиться государству не смогла бы, — местные парламентарии будут сохранять свой статус правящего класса до последнего.

Паразитирование местных элит на общем государстве

Киргизия — парламентско-президентская республика. Причём к парламентаризму пришла многострадально, потому что все предыдущие президенты — что Аскар Акаев, что Курманбек Бакиев — были очарованы абсолютной властью, но при этом были заложниками демократической процедуры. Поэтому в Киргизии Конституцию меняли несколько раз под конкретные личности, причём как на референдуме, так и в парламенте.

И только после третьей цветной революции 2010 года киргизские элиты пришли к относительному консенсусу относительно перспектив национальной демократии.

Кланово-родовое общество, разделённое на Север и Юг, попросту оказалось сильнее остатков государства. Национал-демократическая идеология, в основе которой лежит стандартный коктейль национализма с либерализмом, в киргизском случае – впрочем, как и в молдавском или украинском – не могла привести ни к чему другому. Национал-демократия в условиях Евразийской национальной периферии неизбежно приводит к гибели государства.

Приводным ремнём выступает как раз парламентаризм, как в украинском или молдавском случае. Дело в том, что национальные элиты, всякий раз заходя в политический кризис, наивно полагают, что если перенести кризис в стены парламента, то он исчезнет.

Поэтому в Киргизии, как считают, сделали правильные выводы из правления Акаева и Бакиева и перешли к парламентаризму. Но мы-то понимаем, что все эти телодвижения никак не помогают восстановить государство,  а лишь маскируют его глубокий кризис.

В конкретном киргизском случае получается, что правительство и президент совместно с российской стороной бросили все силы на вступление Киргизии в Таможенный союз, но де-юре управляет Киргизией парламент. Который сегодня, конечно, лоялен президенту Атамбаеву. Но завтра, в преддверии очередных парламентских выборов, местные элитарии будут готовы менять флаги, вождей и принципы — это происходит со всеми парламентариями во всей Евразийской периферии.

И это не беда киргизских или молдавских парламентариев. Просто в условиях деградации государства наступает неизбежный откат в кланово-родовые отношения. Когда государство перестает быть носителем власти, то таковым становится Семья или Клан. Деградация государства до кланово-родовых отношений — вот единственная перспектива Евразийской периферии в условиях национал-демократии.

Кто восстанавливает государства на периферии Евразии

Незалежная Киргизия восстановления государства должна стать примером восстановления государства на территории национальной периферии для остальной Евразии. И вступление в Таможенный союз в киргизском случае — это не более чем процедура по восстановлению государства.

Для этого Россия строит ГЭС и железную дорогу, соединяющую Север и Юг, вооружает киргизскую армию, а в ближайшем будущем на Юге должна появиться военная база. В общем, не происходит ничего нового или революционного — просто государство возвращается на рубежи, которые оставило 20 лет назад.

То есть на уровне алгоритма все понятно: киргизские элиты довели государство до ручки, осознали ошибки и теперь восстанавливают государство под чутким руководством Москвы. И в этом нет ничего позорного или постыдного — бывает, не справились.

Однако, есть одна существенная поправка на местные политические условия. Несмотря на успехи евразийской интеграции в Киргизии, правящий киргизский класс пытается любыми путями сохранить своё суверенное право распоряжаться этой территорией безраздельно и в собственных интересах.

Поэтому, собственно, парламент и запретил занимать государственные посты лицам с двойным гражданством. Россия построит ГЭС и железную дорогу, но управлять этим, по национал-демократической идее, должен киргизские элитарии. Так, глава Ассоциации энергетиков Кыргызстана Жамалбек Тулебердиев прямо говорит, что контроль над ГЭС нельзя отдавать России.

Кому действительно нужна интеграция в Евразии

Чем интенсивнее будет евразийская интеграции в Киргизии, тем сильнее будет аппетит у местных элитариев. Потому что парламентаризм, который придумали якобы для спасения от кризиса, на самом деле является временной формой ухода от ответственности национальной элиты. Вчерашние соратники первого президента  Акаева и второго президента Бакиева, которых снесли с постов в ходе цветных революций, — это сегодняшние парламентарии Киргизии. И эти люди на втором шаге не преминут заявить о своих эксклюзивных правах на власть.

Как это, кстати, сегодня делают в Таджикистане, где Душанбе пытается шантажировать Москву продлением сроков военной базы в обмен на списание долга в 90 миллионов долларов. И плевать, что военная база в первую очередь нужна самому Таджикистану, а ещё больше его гражданам. Плевать, что, кроме российской военной базы, никто не контролирует афганскую границу Евразии.

Проблема не в 90 миллионах — этот долг, скорее всего, списали бы в любом случае. Проблема в том, что правящий класс национальной периферии попросту не понимает целей и задач в рамках Евразии. И в этом киргизский или таджикский элитарий ничем не отличается от элитария украинского либо молдавского.

Но при этом надо быть честными до конца: не всё так плохо на национальной периферии с адекватностью национальных элит. Так, вице-спикер киргизского парламента Бакыт Торобаев предложил расформировать министерство сельского хозяйства:  «Нужно расформировать министерство сельского хозяйства и создать три департамента: по обеспечению крестьян сельхозтехникой и удобрениями; по мелиорации и ирригации; по реализации выращенной продукции».

Такой подход вполне характеризует правильное понимание Евразийской интеграции на местах: в вопросах восстановления государства нужно решать текущие практические задачи, а не формировать министерства и плодить министров. Тем более, что в Киргизии за 22 года было аж целых 18 министров сельского хозяйства.

И если бы депутаты киргизского парламента действительно были заняты Евразийской интеграцией, то они бы понимали, что в вопросах восстановления государства применять химическую кастрацию к некомпетентным и проворовавшимся министрам намного полезнее, чем к педофилам.

***

В вопросах восстановления государства в национальной периферии на повестке дня стоит вопрос принципиального понимания интеграции. Все интеграционные проекты на периферии находятся в зоне риска со стороны национальных элит, которые по мере успеха восстановления государства будут снова претендовать на роль правящего класса.

И было бы несправедливо взваливать все тяготы укрощения элит национальной периферии только на плечи России. Потому что в безопасностью киргизских и таджикских границ в том же  Казахстане должны быть озабочены не меньше, чем в Москве или Минске.

Материал перепечатан в ознакомительных целях с uralov.odnako.org

Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка

Was this helpful?

1 / 0