О полевой работе с молодёжью и новой союзной идентичности | Словарь когнитивных войн

Семен Уралов

26 июля 2013

…Курсанты из Молдовы сначала наотрез отказывались играть в одной волейбольной команде с курсантами из Приднестровья. Да и сами приднестровцы не горели этой идеей. Пришлось в приказном порядке, на правах организатора соревнований в евразийском молодёжном лагере «Донузлав», создать сборную команду Молдавии. Объединившаяся команда решила назвать себя «Днестр», чтобы вынести за скобки любые разговоры о том, как правильно называть страну — Молдова или Молдавия.

Ещё интереснее, почему в принципе пришлось создавать сборную с обоих берегов Днестра. Дело в том, что курсанты из Молдовы представляли собой две конкурирующие организации ― комсомольцев и каких-то альтернативных комсомольцев ― и играть в одной команде не хотели ни в какую.

Вот такая прикладная социология и политологическая байка из жизни отдельно взятого евразийского молодёжного лагеря «Донузлав», который собрал в этом году около 300 курсантов.

Очень интересна география приехавших: Россия (6 регионов Центральной России, Дагестан и Кубань), Украина (все регионы, кроме Галиции, Закарпатья и Одессы), Белоруссия, Молдова, Приднестровье и Южная Осетия. Организаторам удалось довольно точно воспроизвести социологический и этнический срез европейской части Евразии.

О ростках союзной идентичности

Я приезжаю с лекциями в «Донузлав» уже третий год подряд. Во-первых, мне нравятся условия лагеря.

Отличная аудитория в возрасте от 20 до 30 лет. Курсанты живут в палатках и сами обеспечивают жизнедеятельность: дежурят на кухне, колют дрова, разжигают полевую кухню, убирают территорию и готовят еду. Каждое утро ― зарядка, завтрак, лекции или беседы с интересными гостями, свободное время, затем спортивные соревнования, а вечером ― что-то вроде КВН и прочей самодеятельности. Отбой в 23.00. Подъём в 8 утра.

…В этом году в названии лагеря появилось слово «евразийский» вместо слова «международный».

Я спросил у начальника лагеря, крымчанина Олега Слюсаренко, что он вкладывает в это понятие, почему заменил слово «международный»? Он ответил, что таким образом хочет показать географию курсантов и идеологические союзные приоритеты.

О том, что значит «евразийский», как они понимают то, что написано у них на форменных футболках, я спрашивал и у самих курсантов. В большинстве случаев мало кто задумывается о каких-то сложных ассоциациях с Трубецким или Гумилёвым, а срабатывает простая логика: раз будущий Союз будет называться Евразийским, следовательно, все, поддерживающие его создание, являются евразийцами.

Такая простая и в то же время прагматичная логика. Что, в общем-то, и неплохо.

То, что в этом году именно на Украине, и именно в Крыму, состоялся первый евразийский молодёжный лагерь — лишний раз подчёркивает, что в вопросах интеграции Крым всегда был и будет впереди остальной республики.

Из общения с поколением, выросшим вне советского проекта, я понял, что у рождённых после 1990 года есть серьёзная проблема с общей идентичностью. Два человека одного года рождения, говорящие на одном языке и одними образами, со схожей системой ценностей — только один из Кишинёва, а другой из Брянска — не могут подобрать слова и понятия, которые их объединяют, показывают общность, несмотря на национальные условия, в которых рос каждый из них.

И вот это, выросшее уже вне СССР поколение, понимая острую необходимость союзной идентичности, примерило на себя понятие «евразийский». И оно пришлось им по вкусу, потому что выводит за скобки все национальные противоречия и пресекает тупиковые дискуссии о том, кто чьё съел сало, мамалыгу или шашлык.

Евразийская идеология на политической практике

Больше всего мусора и путаницы в головах у поколения «незалежности» как раз от рассуждений политологов, экспертов и политиков о том, что есть «евразийство».

Ныне действующий политический класс опирается на свой советский опыт и апеллирует к нему. «А помните, как в 89-м году в Вильнюсе», «Не забывайте о событиях в Москве в 1993-м», — все эти политические образы и формулировки на самом деле ни о чём. Они пусты и не доносят до гражданина, родившегося после 1991 года, никаких мыслей. Советский опыт Союза с каждым днём всё больше становится опытом историческим. Возможно, он был прекрасным, но от этого не перестал быть прошлым.

Причём нельзя сказать, что поколение, не жившее в СССР, хуже или безответственно относится к союзным символам. Так, эмоциональным моментом единения курсантов «Донузлава» было разворачивание огромного Знамени Победы. Молдавский коммунист, брянский единоросс, луганский регионал, херсонский комсомолец, псковский спортсмен, кубанский казак, журналист из Южной Осетии — все они понимали, что такое Знамя Победы. А потом эти ребята ещё несколько дней обсуждали, что ничего более торжественного в своей жизни не делали.

Мне кажется, что наша молодёжь ждёт от действующего политического класса формулировки идеологии «евразийства». Но «евразийства» как идеологии будущего Союза, а не теоретических дебатов последователей Трубецкого с адептами Дугина.

Политической теорией интересуются единицы, поэтому кто захочет — разберётся в хитросплетениях «евразийства», если понадобится.

Первое «евразийское» поколение — поколение «незалежности» — меньше всего ждёт теоретических рассуждений об идеологии.

«Евразийское» поколение интересует практика нового Союза: что ожидает его родную республику, как политика России отражается на процессах в его республике; какую игру ведёт национальная элита; что такое Таможенный союз и чем он отличается от ОДКБ; будут ли Союзный парламент, правительство и валюта; почему бензин и газ в России и Белоруссии в полтора раза дешевле, чем в Молдове; почему в крупные города едут мигранты; будет ли новая война в Афганистане после вывода войск США.

«Евразийское» поколение намного более прагматично, чем мы о нём думаем. Не участвуя в союзных процессах с самого раннего детства, оно пытается подогнать своё понимание под свои же образы. А они прагматичнее и практичнее, чем наши.

Поэтому ему необходима реальная идеология «евразийства», которая может быть основана только на практике построения Евразийского союза и евразийской интеграции.

Никакую другую идеологию это поколение не поймёт, да и вряд ли захочет слышать, потому что рассуждений о «вечной дружбе, братстве и единстве» оно наслушалось ещё в раннем детстве и даже согласно с этими утверждениями.

Никто не спорит с тезисом, что Украина, Молдова, Приднестровье, Осетия должны быть «навеки с Россией». Осталось лишь объяснить:
а) что такое «навеки»?
б) в каких форматах можно и нужно быть с Россией?

Собственно, эти вопросы я и пытался раскрыть в лекции, которая называлась «Практика евразийской интеграции: чем союзная республика отличается от национальной и почему национальные элиты ведут политику самоуничтожения».

Пересказывать тезисы лекции не вижу смысла — говорил о том же, о чём пишу на страницах «Однако».

Могу лишь отметить, что любая теоретическая лекция без практики неубедительна.

Поэтому когда во втором круге соревнований по волейболу команда Харькова осталась без пары, то пришлось волевым решением создать сборную из курсантов Молдовы, Южной Осетии и Дагестана, которую мы назвали «Евразия».

И «Евразия» прошла в полуфинал, буквально вырвав у молодых харьковских регионалов победу.

Неплохо, по-моему.

Материал перепечатан в ознакомительных целях с uralov.odnako.org

Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка

Was this helpful?

1 / 0