Словарь когнитивных войн | Государство в зеркале среднего образования

Семен Уралов

23 февраля 2011

В России сейчас активно развернулась дискуссия о реформе среднего образования. Сторонники сокращения количества обязательных дисциплин аргументируют реформу излишней загруженностью учеников и тем, что, мол, потом эти знания некуда употребить. Противники налегают на то, что это первый шаг к всеобщей дебилизации. Но, по большому счёту, правы и те, и другие. По одной причине: образование – это лишь одна из социальных схем государства. Государству нужно ровно такое среднее образование, которое сможет воспроизводить квалифицированных граждан в рамках проекта самого государства.

Поэтому инициативы российского минобразования абсолютно логичны и вполне соответствуют проекту государства.

Постсоветское пространство уверенно заняло нишу сырьевого производства. Фактически наше вхождение в мировой рынок означало включение в проект мирового разделения труда.

Условно говоря: США и ЕС – это НИИ и лаборатории по проектированию образцов и производству высокотехнологической продукции; Китай, Индия и Юго-Восточная Азия — это мировые мастерские; постсоветское пространство, Ближний Восток и Латинская Америка — мировые комбинаты по добыче полезных ископаемых; Африка, отдельные страны Южной Америки и Азии — мировой люмпен-пролетариат, подвизающийся случайными заработками и кормящийся с барского стола.

Всё по классической марксистской теории, только пространством распределения труда выступает не отдельное государство, а весь мир. Есть отдельные исключения вроде Кубы или Северной Кореи, но они погоды не делают, а, скорее, выступают страшилками — мол, вот что с вами будет, если вы не будет участвовать в глобальном проекте. Можно долго рассуждать о несправедливости такого распределения труда. Но мы свой выбор сделали в 90-х и теперь интегрированы настолько плотно, что само по себе не рассосётся.

Посему вариантов выхода на самом деле всего два: либо пытаться вырваться из порочного круга мирового распределения труда, оставшись в глобальном проекте, – во что я лично мало верю, потому что не дадут. А вот в то, что можно очертить «свой» мир, — вполне верю. Потому что такое нам удавалось и в бытность Российской империей, и в бытность Советским Союзом. Вот тогда и можно будет говорить о другом качестве образования — под другой проект государства. А пока что нечего на зеркало пенять…

Материал перепечатан в ознакомительных целях с uralov.odnako.org

Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка

Was this helpful?

1 / 0