
Тема: Разбор книги «Богатство и бедность в Израиле: Израильское общество в XXI веке», автор Дубсон Борис Иосифович. Часть 2. Бедность
Все части:
Часть 1. Богатство
Часть 2. Бедность
Часть 3. Средний класс
Часть 4. Репатрианты
Дементий: Я вас категорически приветствую. Это Внеклассовое чтение. Я Дементий, и со мной Семён Уралов.
Семён Уралов: Шалом.
Д. Шалом.
СУ. Воистину шалом.
Д. Продолжаем интересную книжку.
СУ. Да, таки да. Для лучшего понимания темы фиксируемся [надевает кипу]. Богатство и бедность в Израиле. Напоминаю.
Д. Про богатство было уже.
СУ. Про богатство было.
Д. Интересно.
СУ. Следующая часть – бедность.
Д. Разве такое бывает?
СУ. Как видишь.
Д. В принципе да, живые люди.
СУ. Как мой один знакомый говорит, «только попав в Израиль, я понял, сколько дураков среди евреев». Но тут что очень важно. Израильская бедность – бедность не только внутри общества, но ещё отдельно – бедность среди арабов. В Израиле живёт значительная часть арабов. А это очень интересно.
Д. Арабы-мусульмане или арабы-иудеи?
СУ. А там есть же и есть арабы-мусульмане, ещё есть арабы-христиане, друзы так называемые, это вообще отдельное. В основном, конечно же, мусульмане, это были жители Палестины. Есть очень интересная карта, Израиль на момент основания, а потом как он расширялся до 90-х годов, и Палестины становилось все меньше и меньше. Так что там это ещё отдельная история. Движемся по книге.
Отдельная глава как раз называется «За чертой бедности. Своеобразие израильской бедности». Сначала обзор сети столовых. 20 лет назад в столовых кормилось 24 тысячи бедных израильтян, и количество столовых росло.
Армия бедных исчисляется по минимальным доходам, разобранным в «Богатстве». В начале 2000-х наблюдался кризис, реальная зарплата снизилась на 5%, и 37% израильских семей сообщили о сокращении своих доходов. При этом масштабы бедности в Израиле уже сложно определить, хотя в начале 80-х было принято очень много законов, определяющих черту бедности.
Д. МРОТ этот, да?
СУ. Да, как у нас МРОТ. В 1982 году был принят закон, согласно которому всем гражданам, не способным собственными силами обеспечить базовые потребности, государство гарантирует выплату пособий. И максимальный срок выплаты такого стандартного пособия – 2 года. Повышенное пособие может выплачиваться до достижения пенсионного возраста. Но в целом, человек может на 2 года рассчитывать, что ему государство будет всячески помогать.
Как они ведут расчёт? Интересно – сколько они доплачивают. Отдельный институт национального страхования в Израиле выдаёт порядок установления и выдачи социальных пособий. И вся величина привязана к уровню средней заработной платы.
Пособие для одиночек составляет 24% к уровню средней заработной платы. Пособие по старости, с такой же надбавкой, исчисляется по методике ещё плюс 7%. Реальная величина прожиточного минимума, на самом деле, в полтора раза превышает размеры пособия. В реальности люди получают где-то 70% от прожиточного минимума за счёт всяких понижающих коэффициентов.
В 2001 году семья из двух человек официально попадала в категорию бедных, если её доход был 650 долларов. А для одинокого человека на тот момент это было ещё меньше – 400 долларов.
Д. Выгоднее развестись со своей женой и быть одинокими.
СУ. Получается так, двумя бедными.
Д. Раз там 650 на двоих, а здесь 400.
СУ. Получается, да.
Д. Я уверен, многие так и сделали.
СУ. Маленький бизнес. Осталось понять – может, там есть налог на развод.
Д. Наверное да, у них это не приветствуется.
СУ. Считают по следующей методике, что семья из двух человек – это равно «две стандартные души». Семья из трех человек – это 2,65 «души». Одного человека приравнивают по методике 1,25 «души». Такие коэффициенты для начисления. Приводится табличка категорий бедных семей – какие являются самыми бедными.
Семьи, например, национальных меньшинств составляют 41,3% из всех бедных. Как раз все арабы. 60% – где глава семьи трудоспособного возраста не работает. Это в сумме больше, чем 100%, но часто бывает, что совпадает 2 фактора – и семья национального меньшинства, и глава семьи не работает, и их учитывают и так, и так. Поэтому в Израиле [практически не бывает] такой ситуации, что один родитель работает, – это редкость. Работают все.
Д. Не протянешь, да?
СУ. Да. Итак, статистика. По оценке израильского экономиста Бен-Давида, не менее 75% мужчин, это примерно 90 тысяч человек, и 50% девушек, это около 40 тысяч, возрастной группы 18–20 лет проходили обязательную службу в армии. Служба в армии – это как раз возможность для тех, кто из бедных семей, сделать минимальную карьеру, минимальный старт.
Д. Если ты с государством хорошо, и, соответственно, оно к тебе тоже хорошо. Знакомые рассказывали, бонусов очень много.
СУ. Статистика. 2001 год – в бедных семьях насчитывалась 531 тысяча детей. Это 27% от общего числа детей в Израиле. Четверть так или иначе росли в бедных семьях. Среди репатриантов есть истории о том, как они влезали в долги, но мы не будем в эти подробности углубляться. Нам важна статистика. В том же 2001 году 73% израильтян получали надбавку, составляющую 29% к размеру пособия. Это он про репатриантов рассказывает из числа наших.
Д. Помнишь художественный фильм «Паспорт»? Они когда приехали, «вот вам сколько-то шекелей на поддержку», сразу выдавали.
СУ. Сразу выдаётся, да. Дальше он про репатриантов, социальные программы. В данном случае 73%, это много, не могут их дотянуть. Опять же, это 2000-е, я сомневаюсь, что что-то сильно изменилось.
Д. Слушай, вопрос сразу: а откуда государство деньги берёт, какая-то отдельная программа была?
СУ. Есть программа отдельная – Алия [Алия́ (ивр. עלייה, — репатриация, возвращение на историческую родину евреев в государство Израиль]. Он дальше про наших репатриантов рассказывает. Целая программа, когда ты приходишь, у тебя курсы изучения языка, государство снимает квартиру тебе на какое-то время и даёт время на то, чтобы обустроиться.
Д. Ищет работу для тебя.
СУ. Да. Ты можешь отказаться от работы, будешь жить на пособие. Пособие не такое уж и большое, как мы выяснили, это 70% от средней заработной платы, медианной. Итак, про бедных дальше.
Семьи с доходом ниже 30% медианного относятся к категории «экстремально бедных», а семьи с доходом от 40% до 50% – к категории «умеренно бедных». К этой категории относилось около 8% семей в Израиле. Почти 10%, это достаточно много. Описывается, как живёт бедная семья, отдел социальной помощи мэрии помогает оплачивать содержание детей в детском саду.
Особенность бедности израильской в том, что есть огромное количество всяких программ, но для того, чтобы в них принять участие, пройти везде, получить всякие бесплатные вещи, тебе надо рабочий день потратить. Реально ты как будто на работе, но только ходишь и пользуешься всеми этими программами.
Автор приводит данные исследования, что в Израиле где-то треть израильтян, около 2 миллионов, 20 лет назад, жили в кварталах бедности. Реальный масштаб. 2001 год, показательные данные – на вопрос «есть ли у них банковский минус», 40% респондентов ответили положительно.
Д. Вопрос хочу задать, это чисто такая еврейская смекалка, а многие, наверное, фиктивно себе делали, есть какой-то гешефтик, быть бедным выгодно или у них это строго было, каралось, и не спрятаться?
СУ. Автор описывает, что налоговая служба в Израиле – одна из самых жёстких спецслужб, во всём тебя контролируют. Второе, что эти пособия временные все, ты долго на них не протянешь. И третье, по математике они всё равно не дотягивали до – у нас сейчас сколько МРОТ, я не помню, около 15 тысяч, да?
Д. Что-то такое, да.
СУ. Что-то увеличивали, да, пенсия приравнена. Но считай, в районе 10 тысяч тебе будет пособие, ты сильно долго на нём не протянешь. Школа тебе ещё, жильё тебе социальное оплачивают.
Д. Хорошо же – садик, жильё. Уже какие-то деньги, да?
СУ. Прикинь – ты как в наших условиях проживёшь? Вот тебе садик, вот тебе жильё, и вот тебе 10 тысяч рублей, как? Бюджет 300 рублей в день, как-то протянешь на 300 рублей в день. Кашка, хлебушек.
Д. Да, и будет стимул бегать, искать работу.
СУ. Поэтому в реальности, я когда перевожу, тут оно в шекелях, но, если переводить, в чём прелесть этой книги? Когда ты переводишь, то видишь, что всё в общем-то не так радужно, как кажется.
Приводится сравнение Израиля с той же Западной Европой. По международной классификации Израиль попадает в категорию стран низшего среднего уровня, это наравне с Испанией, Португалией и Грецией. В 1999 году валовый продукт, ВВП на душу населения, на 5% превышал Испанию, но потребление было в Испании выше, чем в Израиле, на 8%. Нужно ориентироваться плюс-минус на испанский уровень, Южная Европа, что называется.
Сравнение, сколько зарабатывают в разных социальных группах. По оценке Банка Израиля, часовые ставки оплаты труда на одинаковой работе в строительстве составляют для израильтян 24 шекеля, а для иностранных рабочих 17–20 шекелей.
В сельском хозяйстве часовой заработок израильтян был 21 шекель, а для иностранных рабочих 15 шекелей. Причем иностранный труд очень активно используется, уже в 1999 году по масштабам использования труда иностранцев Израиль уступал только Швейцарии, где доля иностранных рабочих составляла 18%.
В Израиле один из самых высоких уровней использования иностранцев, и платят им, как мы видим, процентов на 20 меньше, чем местным жителям. Они и попадают в категорию бедных.
Д. И у них нет статуса гражданства?
СУ. Нет, это как у нас приезжают, то, что называется трудовая миграция.
Д. Да, понятно.
СУ. После Швейцарии они вторые по количеству иностранцев. Легальные и нелегальные. Опять же, 2002 год, но нам важен порядок, да? Порядка 100 тысяч – были иностранцы, работающие легально. Число нелегалов оценить сложно, оно почти вдвое больше. Самую большую группу среди нелегалов составляли граждане бывших республик СССР. Дальше около 20 тысяч, это были нелегалы из Румынии, потом Филиппины, потом арабские страны, дальше всякие турки и индийцы. Самое большое количество нелегалов в начале нулевых были наши люди.
Д. Нелегалы.
СУ. Но как это работает? Почему такая нелегальная миграция? Сама организация использования труда иностранных рабочих ставит их в полуфеодальную зависимость от работодателя, забирают у них паспорта после приема на работу и обеспечивают жильем и всеми прочими услугами. Работодатель вносит за иностранного рабочего залог, возвращаемый после того, как исчерпавший срок действия визы работник возвращается на родину. Фактически – в заложники берут. Паспорт забрали, за тебя залог внесли, пока ты не свалишь из Израиля.
Сравнение. Как болгарские рабочие работают, как румынские. Румынские рабочие зарабатывают 556 долларов, а израильскому рабочему нужно платить 800 долларов. Поэтому выгоднее намного завозить румын. Всё как у нас.
Д. Стращать их, паспорта отнять.
СУ. Да. Но кроме всего прочего, автор рассматривает очень интересный феномен, так называемые города развития. Это что такое? Когда Израиль только создавался в конце 40-х, в начале 50-х, возникали так называемые города развития. Что это такое? Города были созданы в основном в 50-е годы для закрепления еврейского присутствия в относительно малонаселённых северных и южных частях Израиля. Строились специальные города, и в 50-е, 60-е, 70-е годы людей активно туда отправляли. В настоящее время статус городов развития имеют 11 городов на севере и юге Израиля. И уровень безработицы в городах развития на 60% больше, чем в остальных регионах страны, в частности в центре.
Эти города развития превратились в гетто, работы там нет, те, кто там поселился, начали стариться. Случился такой феномен, аналогичный, как у нас в моногородах, как у нас были города, где было какое-то одно предприятие…
Д. Да, большое предприятие обросло городом.
СУ. Да, а потом предприятие приватизировали, растащили, а этот город превратился в депрессивный. В Израиле точно такие же есть истории, связанные с городами развития. Автор пишет, что города развития превращаются в отстойники, где прежде всего сконцентрирована значительная часть репатриантов пожилого возраста, получивших социальное жильё. Города развития превращаются в место, где доживают пенсионеры.
Д. Хорошо, хоть не какой-нибудь ОПГ, люди пожилые уже все.
СУ. Было бы интересно разобраться, как там всё устроено.
Д. Там сразу процветало бы всё: проституция, казино, наркота, все дела.
СУ. Сравнение заработков иностранных рабочих. Заработки 40% наёмных рабочих не превышали ставки минимальной зарплаты. 14% получали ниже официального минимума. 40% – это, посчитай, практически вся молодёжь, они же попадают в низкоквалифицированные. Судя по всему, у нас капитализм получился очень похожий на Израиль. Я читаю, как там у них устроено, очень всё у нас похоже.
Ещё интересно про бедность. Это связано не напрямую про бедность, а про развитие. Вопреки существующему мифу об израильтянах, как о народе, имеющем большую тягу к чтению, душевое потребление печатной продукции в Израиле почти в 5 раз меньше, чем в США, и в 2 с лишним раза меньше, чем в Испании. Не читают они ни газеты, ни книги, ни журналы, ничего не читают.
Д. Кушать хочется.
СУ. Да. Мы анализируем этот период. Это бедность, а что при этом в экономике происходило? За это десятилетие, 90-е, цены на потребительские товары и услуги выросли на 82%. Цены на хлеб увеличились на 128%. Съём квартиры подорожал на 97%, в 2 раза дороже. Лекарства в 2 раза. Билеты на проезд в общественном транспорте на 106%. Местный налог на 111%. Размеры взноса в медицинскую кассу повысились на 141%. Это всё 90-е как раз.
Что очень важно, казалось бы, мы на свои 90-е смотрим, а там были точно такие же 90-е, но не такие жёсткие, но тем не менее.
Д. Да, да, слушай, сурово. Я даже не знал, что так сурово. И плюс внешние враги.
СУ. Конечно. Следующая часть, она вообще на меня произвела очень серьёзное впечатление, о бедности в анклавах патриархального общества. Арабы, бедуины, еврейские ортодоксы. Как у них жизнь устроена.
У арабов, оказывается, есть так называемые незаконные поселения. В Израиле насчитывается около полусотни так называемых незаконных поселений, в которых проживают 70 тысяч бедуинов и арабов. В этих поселениях нет водопровода, канализации, электроснабжения, школ, медицинского обслуживания. Государство отказывается предоставлять какие-либо общественные или коммунальные услуги обитателям этих поселений. Оно просто не признаёт их существование. Прикинь? Нет такого города. Живут люди, но такого города нет.
Как это устроено? Начали неподалёку строить новое еврейское поселение Ашхар. К нему была проложена дорога, но до незаконной бедуинской деревни она не дошла. Её обитатели сами собрали деньги, чтобы проложить ещё 900 метров дорожного асфальта до своей деревни. Иначе было невозможно вывозить мусор. При этом, несмотря на то, что эти деревни и города незаконные, все они платят налоги, много мужчин-арабов призывают служить в израильскую армию. А почему так?
Что пишет сам автор? Давай сошлёмся на самого автора. Почему так? Израильские арабы рассматриваются в долгосрочной перспективе как стратегическая угроза еврейскому характеру государства. Поэтому проводится политика, не обязательно в официальной форме, препятствующая расширению арабских поселений.
Для реализации этой политики используется незамысловатая техника. У арабских поселений нет планов землепользования и застройки, поэтому есть официальный повод для отказа в выдаче разрешения на новое строительство. Так всё строительство в арабских поселениях попадает под определение «незаконное». Согласно букве закона, десятки тысяч арабских домов незаконные и поэтому в принципе подлежат сносу. Красавчики – «вас не существует».
Д. Они же озвучили тему, они не хотят, чтобы они кучковались, а их с каждым годом всё больше и больше.
СУ. Их всё меньше и меньше, раньше-то их было больше, тут же их же вытесняют, их выдавливают, выдавливают, выдавливают: не надо здесь жить.
Сравнение: с 1975 по 2000, за 25 лет в Израиле было построено 337 тысяч единиц социального жилья, но в арабских поселениях – менее тысячи. Налоги-то платят и те, и другие, это же несправедливо. По статистическим данным амуты «Шанс» [амута – юридическая форма общественной некоммерческой организации, не заинтересованная в получении прибыли], 100 из 148 еврейских региональных советов имеют генеральные планы развития, а из 82 арабских только 12. Им просто не дают развиваться, их как бы не запрещают прямо, а всячески давят, давят, давят.
Д. «Город Зеро» такой, да, город, которого нет. Что, кстати, обидно, города нет, а налоги за них платят.
СУ. Поэтому там всё очень своеобразно. Ещё очень интересная штука про иерусалимских арабов. Конечно, это история 20-летней давности. Иерусалим, напомню, был разделён между Палестиной и Израилем. Граница проходила по самому городу. И в самом Израиле есть большое количество арабов, живущих как бы в самом Иерусалиме, и при этом у них очень странный статус.
Иерусалимские арабы в своём большинстве имеют статус «постоянных жителей Израиля», а не полноценных граждан. У них нет права на израильский паспорт, на загранпаспорт для зарубежных поездок, они не принимают участия на выборах в Кнессет [Кне́ссет (Кнесет, ивр. הכנסת, — однопалатный парламент Государства Израиль].
Д. Жёстко.
СУ. Они заложники, они не могут вырваться никуда из Израиля, кроме Палестины, если им не дают никакого загранпаспорта. Они не голосуют. Просто – жители столицы, вот и всё. Он [– автор – ] здесь рассуждает, как они этих арабов выдавливают.
Д. Слушай, а как это понять, как они просто выдавливают его? Какой-нибудь полицейский: «ну-ка покажи паспорт»?
СУ. Как это работает?Министр внутренних дел не ищет нарушителей, чиновники просто ждут, когда арабы придут в министерство по какому-то неотложному поводу. Зарегистрировать изменения в семейном статусе, родившихся детей, иногда приходят с просьбой выдать временный паспорт для поездки, тогда от них требуют множество документов. Начинают требовать квитанцию об уплате муниципального налога, справку с работы, справку из банка, вплоть до карты прививок. И если чиновника не удовлетворяют документы, он лишает этого араба статуса постоянного жителя Израиля, всё, до свидания.
Д. Слушай, хитро придумано, очень хитро.
СУ. Они вообще перестают существовать, они не зарегистрированы ни в Израиле, ни в палестинской автономии. Всё – нет человека.
Д. Выдают паспорт «человек – невидимка». Слушай, хорошо придумано, бегать не надо, сам придёшь. Справку, справку, справку, справку.
СУ. Так фактически выдавливают, а они являются самыми бедными.
Д. И всё вроде бы с улыбочкой, да?
СУ. Но какая у них роль в экономике? Это ж не всегда так было. К моменту создания государства Израиль 80% арабского населения проживало в сельской местности. Но уже к началу 60-х число арабов, владеющих собственной фермой, составляло всего 13 тысяч. В начале 90-х было всего 5 тысяч, а в начале XXI века всего полторы тысячи. Вот и всё, их выдавили из сельского хозяйства.
Д. Под плакатом «приезжайте на землю обетованную».
СУ. А где они, знаешь, теперь? В свиноводстве они контролируют всё производство.
Д. Кошерная свинина. Вижу плакат – «кошерная свинина».
СУ. А за счёт чего, знаешь? Ларчик очень просто открывается, там же главное – это вода.
Д. Да. Как ты помнишь отмечал, что чем больше воды ты потребляешь, значит ты богат, человек статусный.
СУ. Смотри. Орошение. В 2000 году арабский сектор орошаемых земель был всего 13%, а в еврейском секторе 53%. Вот и всё. Просто не дают им воду.
Д. Я подозреваю, так не то, что не дают, а не продают. Или как ты думаешь?
СУ. Вы же незаконное поселение, незаконная ферма – зачем у вас орошать? Воду перекрыл, всё, а там уже ничего не вырастет.
Д. Тут помнишь, как говорили: если в кране нет воды – нам известно, кто виноват.
СУ. Пример рабочих с водичкой. Статистика. До образования Израиля жителям города Умм-эль-Фахма принадлежало 150 тысяч дунамов земли. Это они измеряют в своих дунамах [Дунам (ивр. דונם), — поземельная метрическая единица измерения площади 1 дунам равен 0,1 гектара, 10 аров или 1000 квадратных метров]. В настоящее время территория города составляет 3 тысячи. Все земли, находившиеся в частной собственности арабов, были конфискованы государством в несколько приёмов. В 1956, 1962 и 1976 году в арабском секторе осталось по 150 квадратных метров на каждого жителя. Всё. Это рассказ о том, как второй по численности город в Израиле формировался. Три раза отобрали всю землю, и всё, и на этом всё закончилось.
Он рассказывает, что такое бедуинская бедность, есть ещё и бедуины.
Д. На верблюдах любят кататься.
СУ. Да, как они вообще живут. Кочевники, грубо говоря, это арабские кочевники.
Д. Бандиты пустынные.
СУ. Наверное, это в прошлом всё. Так или иначе – налётчики. Женщины. Если у еврейских женщин ещё нет вопросов с трудоустройством, с возможностью зарабатывать, то арабская женщина – самая бесправная.
Д. Домашний работник, да?
СУ. И поэтому они согласны на любой труд. И это в Израиле очень активно используется, любая возможность заработать хоть какие-то деньги – это уже возможность почувствовать себя человеком. И они согласны на любую работу, и, собственно, они являются одними из самых низкооплачиваемых работников вообще в Израиле.
Про смешанные браки интересно. В начале двухтысячных было всего около трёх тысяч смешанных арабо-еврейских семей. Всего три тысячи.
Д. Интересно, кстати, если смешанная семья, так это, подождите, один получает пособие и признан гражданином, а другого человека просто нету, что ли?
СУ. Обычно ребёнку можно либо по одному, либо по второму родителю.
Д. А если мама не еврейка?
СУ. А всё, тогда ты не еврей, получается.
Д. Ты не еврей.
СУ. Максимум – «постоянный житель».
Д. Ты – полукровка, оскорбительное слово.
СУ. Гой.
Д. То, что мы слышим, гой.
СУ. Всего 3 тысячи поэтому. А сколько их, арабов? Из 1,2 миллиона израильских граждан, для которых родным является арабский язык, 9% считают себя не арабами, а друзами. Такая же часть арабов считает себя христианами. 20% – это друзы и арабы-христиане. Правоверные мусульмане, израильские бедуины, жители пустыни, они тоже себя считают не совсем арабами, они ведут свой род от древнего племени набатеев.
То, что мы в общем называем арабами, они разделяют: кто арабы, кто христиане, кто бедуины. Но, что интересно, в связи с этой ситуацией образовательный уровень арабских женщин растёт быстрее, чем мужчин. С 1970 по 2000 год доля женщин, проучившихся в школе более 8 лет, закончивших среднюю, выросла с 9% до 60%. Эмансипация тоже идёт.
Доля группы студентов-арабов в университетах составила всего 6%. Ничтожно. Более 2/3 экономически активного населения работает за пределами своих поселений, внутри работы нет.
Какие отрасли. Востребован труд арабов за пределами поселений, строительство, включая прокладку и ремонт дорог, и промышленность. В этих двух отраслях были заняты 23,18% арабов. Они их используют как внутренних мигрантов. В 90-е годы средний заработок наёмного работника в бедуинских поселениях был на 25–30% меньше.
Д. Да, теперь понятна их любовь, так сказать.
СУ. Немало арабов работает в еврейском секторе только по субботам, выполняя несложную работу в качестве шаббатных гоев. Оказывается, есть такая работа – «шаббатные гои» [Ша́бесгой, ша́бес-гой (ивр. גוי של שבת) — нееврей, нанятый иудеями для работы в шаббат (субботу)].
Д. Иди, подои мою корову. Сам же я не могу.
СУ. Сегодня шаббат.
Д. Шаббат. Как мы знаем, что у некоторых евреев – чудо, и шаббат превращается в пятницу.
СУ. В России проще, у нас столько часовых поясов, что можно сместиться туда-сюда на 10 часов. Автор рассказывает о том, как после операции, которую ему сделали в пятницу, в субботу за ним ухаживали арабские медсёстры и медбратья. Так интересно устроено.
Интересное наблюдение про арабскую бедность – держаться на плаву многим арабским, а особенно бедуинским семьям помогает, давайте запомним это слово – «хамула». Это род, клан, большая патриархальная семья, просто полезно это понятие знать.
Что пишет журналист, цитируемый автором. В декабре 2001 года посетили кварталы старого города, где проживало 7 тысяч арабов, и пришли к выводу, что арабская бедность отличается от еврейской бедности. Нет попрошаек и нищих, и отсутствуют свалки нераспроданных овощей на задворках рынка.
Судя по всему, они на это реагирует организацией общины. Их давит государство, им не дают выживать, они закрываются в своих общинах, друг друга поддерживают, поэтому денег меньше, но нет и попрошаек. Такая история с арабами. Это я только цитирую, там ещё масса всего интересного, масса примеров, всё рассчитывается дальше.
Про еврейских ультра-ортодоксов, теперь про их бедность. Очень интересно.
Д. Мы с тобой в кипах, это правоверные, а там шляпа, а потом, если ты самый крутой, у тебя папаха из ламы.
СУ. Да?
Д. Да-да-да, это она дорогая и такая статусная вещь, что не то чтобы по разрешению надо носить, грубо говоря, но ты человек уважаемый.
СУ. Это как аксакал, да?
Д. Да-да, сразу видно, кто идёт.
СУ. Не, я в этих подробностях вообще никак, далёк от этого.
Д. А я как раз, когда это увидел, так поинтересовался, и именно из ламы почему-то.
СУ. Как интересно.
Д. У них шерсть, наверное, хорошего качества, не из барашка.
СУ. Вообще, чтобы все знали, что ни у кого такого нету, судя по всему. Как называют в Израиле ультра-ортодоксальных евреев – хареди́м, это такое у них понятие.
По оценкам географа и статистиков, в начале XXI века численность ультра-ортодоксов была не больше 300 тысяч, немного. Число семей ортодоксов, возглавляемых мужчинами трудоспособного возраста – 3,8% общего числа семей в Израиле. Давай от этой цифры отталкиваться. Около 5%.
В чём особенность? Ультра-ортодоксы, посвятившие свою жизнь изучению Торы, сделали это занятие своей профессией. Это даёт им возможность получить сначала отсрочку от службы в армии, затем при определённых условиях и полное освобождение от военной службы. Для этого им нужно или проучиться в колелях [колель (ивр. כולל) — небольшое высшее талмудическое учебное заведение] в течение 23 лет, или хотя бы быть к ним приписанными и получить освобождение в возрасте 41 года, или обзавестись как можно быстрее четырьмя или пятью детьми. Четверо детей обеспечивают «ешиботнику» (учащийся в ешиве или колеле) полное освобождение от службы в 35 лет, а пятеро – в возрасте 31 года. Они толкают изначально молодого человека на изучение Торы, что это и будет смысл его жизни, изучение Торы, и стимулируют родить…
Д. Рождаемость.
СУ. Да, четверых или пятерых детей в семье этого человека.
Д. Я слышал, что, если ты Тору изучаешь, у тебя красная ниточка на руке, и другие евреи, по слухам, сразу видят: типа – свой.
СУ. Свой. К чему это привело? Число детей в семьях ультра-ортодоксов заметно растёт, с начала 80-х до середины 90-х оно увеличилось с 6,5 до 7,6 человека. При этом показатель во всех еврейских семьях снизился с 2,8 до 2,5. В общем-то, была правильная политика, они достигли своей цели.
По оценке профессора Бермана ультра-ортодоксальное население с 1979 года по 1995 почитай меньше чем за 20 лет удвоилось со 140 до 290 тысяч. Это целенаправленная деятельность, приносящая свой результат.
Теперь экономика. Учащийся ешивы [еши́ва (ивр. יְשִׁיבָה, — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда] в возрасте 25 лет мог бы зарабатывать как минимум вдвое больше, чем он получает в виде стипендии. Стипендия небольшая. Но через 20 лет разрыв между его потенциальным заработком и стипендией увеличивается до 250%.
С каждым дополнительным годом, проведённым в ешиве, сойти с дистанции, изменить образ жизни всё сложнее, невозможно. У тебя система бонусов. Сначала ты бедный студент, а потом у тебя бонусы, бонусы, бонусы. И через 20 лет ты уже вообще никуда не спрыгнешь, деваться тебе, в общем-то, некуда. А начал ты в 16 лет.
Д. Они ловят, пока ещё юнцы, так сказать, не обстреляны.
СУ. Как всё устроено. Детей-то много. В многодетных семьях хареди́м обычно часть детей живёт в школьных интернатах, приезжая к родителям только на субботу и праздники. В 1995 году 95% семей хареди́м имели собственные квартиры, в то время как среди всего остального населения этот показатель составлял 54%. У них меньше доходность в деньгах, но больше основных ценностей в виде своей квартиры, всяких социальных льгот – это такой маленький социализм, конкретно для них построенный.
Как это устроено? Для этих людей, живущих образом жизни ультра-ортодоксов, по всему Израилю устроены так называемые амутоты. Это добровольные организации, существующие в местах компактного проживания. И все эти организации всячески снимают все проблемы: образование, продукты, ты фактически на бесплатном обеспечении. Но откуда берутся деньги для этих «хороших»?
Д. Разве не надо задать вопрос этот?
СУ. Как признал один из лидеров религиозной партии «ШАС», значительное число ультра-ортодоксов занято в бриллиантовом бизнесе. На чёрном и сером рынках, в финансовых операциях. Этого не надо нам рассказывать.
Д. Я даже это упустил. Естественно, с лопатой таких людей не увидишь.
СУ. Понимаешь? По мнению профессора Фридмана [Менахем Фридман (иврит: מנחם פרידמן;], утаивание доходов и черный капитал сами по себе являются частью еврейской традиции.
Д. Хорошо сказано.
СУ. Мне очень нравится эта книжка, она описывает, как бы не называя прямо, но при этом всем всё понятно. Парадокс бедности ультра-ортодоксальных евреев в том, что по документам они живут очень-очень скромно, но с них государство снимает кучу расходов, даёт им ништяков, плюс они заняты в том бизнесе, о котором не надо рассказывать.
Д. Не надо рассказывать.
СУ. Такая забавная история.
Д. Можно сравнить, как у них своё ОПГ: свои люди, своё начальство. Дело-то серьезное.
СУ. ОПГ с элементами социализма. И немножко о Торе, это как раз подходит к концу урок «о бедности».
Д. Очень интересный урок.
СУ. Очень показательно. Следующая часть будет посвящена среднему классу. Это именно те, кто наёмными рабочими чаще всего является. Но при этом среди среднего класса уже очень много, как пишет автор, наших репатриантов.
Д. Их можно назвать специалистами. Они не разнорабочие уже какие-то.
СУ. Ты знаешь, за счёт того, что в Израиле достаточно высокоразвитое производство, там очень много и рабочих промышленных, индустриальных, они принадлежат как раз к среднему классу.
Плюс наши репатрианты, значительная часть, тоже пытались попасть в тот самый средний класс, но очень многие не удержались. Поэтому у нас большинство репатриантов, как он доказывает, там тоже это очень показательно, попали в ловушку «догоняющей бедности». Особенно квартирами своими они не обзавелись.
Но для меня что показательно. Для меня в этой части про бедность очень показательна история того, как государство проводит негласную политику. Фактически то, что мы видим по отношению к арабам, это легкий геноцидик, социоцидик. Создание невыносимых условий для жизни и на этом фоне создание социализма для совсем других людей.
Д. Понятно, как бы – мы это не видим и знать не хотим, значит, этого и нет.
СУ. Я не понимаю, как с такой социальной политикой можно мир выстроить со своими соседями.
Д. Не боюсь повториться, там сразу видно любовь арабов к евреям.
СУ. В основе социальная политика. Если вы выгнали всех с земли, никто вас не будет…
Д. Это как раз и есть внеклассовое чтение.
СУ. Да, это мы с разных сторон посмотрели разных классов на проблемы бедности и богатства.
Д. Друзья мои, на сегодня всё, дальше будет всё продолжаться. Я пока думаю с футболками, пишите и всё будет хорошо. Спасибо, Семён.
СУ. До новых встреч.
Словарь когнитивных войн
Телеграм-канал Семена Уралова
КВойны и весь архив Уралова
Группа в ВКонтакте. КВойны. Семён Уралов и команда
Бот-измеритель КВойны
Правда Григория Кваснюка
Was this helpful?
1 / 0